Алтайская культура выработала целую систему правил, которые должен соблюдать каждый человек. В основе многих обрядов лежат чувства благодарности, благоговения, что подчеркивает глубокое понимание хрупкости экологической среды.
Чтобы быть в гармонии с Алтаем, интересы народа должны быть подчинены интересам природы. Поэтому каждый человек должен действовать исходя из общего принципа: «Сначала заботься о природе, потом – о себе». Коренные жители Алтая всякую небрежность при вторжении в мир природы воспринимали как проявление грубости и хамства. По традиции народ очеловечивает окружающую среду, одухотворяет ее. Человек ведет постоянный диалог с окружающим миром. Когда нарушается баланс, у человека наступает дисгармония, он может заболеть или даже умереть.
Земля-мать. В культовых местах запрещаются охота, рубка деревьев, сельхозработы, нельзя понапрасну шуметь, особенно вечером и ночью.
Вода. Каждая река или источник имеют своего хозяина, поэтому нельзя не шуметь, не кричать у реки, не засорять окрестную территорию и не плевать в воду. Нельзя думать о плохом у реки, рвать цветы, ломать кустарники, рубить деревья вблизи источников.
Животные. Нельзя убивать тотемных животных рода (марал, барс, волк и др.)Нельзя разрушать муравейники, потому что, по представлениям алтайцев, у них особый мир - им досталось семейное счастье от Бога-творца. Человек, разрушивший муравейник, лишается потомства, семейного счастья.
Растения. Мир деревьев представляется по образу живых людей. Дерево может испытывать боль, болеть и даже плакать, когда человек надрезает кору или срубает его, что в них обитает какая-то сила, какой-то дух. Священными считаются береза, кедр, лиственница особой формы. Существует запрет рубить дерево без особой надобности. Особенно запрещается срубать молодые деревья: они как маленькие дети, и срубать их считается грехом. Нельзя рвать цветы, рубить деревья весной и деревья, на которые повязаны ленточки (jалама-кыйра).